Стратегии запоминания информации
г. Москва, Ленинский проспект 2А   /  metro.png  Октябрьская (КЛ)  / info@fpmoscow.ru   +7 (499) 340-18-88     
 logpFP6001.png     

 

Стратегии запоминания информации

память    Часто проблемы с неуспеваемостью в школе или вузе вызваны недостаточным владением техникой работы с информацией, а также незнанием эффективных стратегий запоминания учебного материала. В годы учебы ребенку приходится напрягать память чаще и больше, чем взрослому человеку. Дети сталкиваются с необходимостью запоминать и воспроизводить большие объемы информации в сферах, которые простираются далеко за пределы их интересов. Чтобы сделать процесс запоминания легким, быстрым и прочным необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности памяти и использовать различные способы работы с учебными текстами:

   1. Повторение – мать учения. Старая, но мудрая истина. Часто дети учат текст или правило до тех пор, пока не сумеют один раз воспроизвести его по памяти без ошибок. Однако этого недостаточно. Для прочного запоминания необходимо несколько повторений. Можно привлечь родителей, которые будут выступать в роли непонятливых учеников, а ребенок попытается им разъяснить учебный материал. Целесообразно организовать процесс взаимообучения с одноклассником. Краткое повторение, просмотр учебника или конспекта по теме каждый день способствует прочному закреплению.

   2. Чтобы информация легче запоминалась, нужно создавать как можно больше ассоциаций, связывать новые знания с уже известной информацией, правилами, фактами: чем больше связей формируется, тем лучше. К примеру, известно, что многие английские слова многозначны, можно предложить ребенку изобразить все значения слова на листе бумаги или составить предложение таким образом, чтобы оно включало изучаемое слово во всех его значениях.

   3. Хорошо запоминается эмоционально окрашенная информация, которая вызывает у ученика различные переживания: неожиданные, удивительные факты, которые творчески изложены или преподнесены с юмором. Исследователи заметили также, что лучше запоминается информация в начале и в конце текста, урока. Это необходимо учитывать при организации изучения материала, который расположен посередине, и уделить ему больше внимания и времени или дополнительно использовать подходящие стратегии запоминания.

   4. Структурируйте текст, составьте план, если объем заучиваемой информации большой. Это поможет организовать факты, выделить основные мысли, запомнив которые, будет проще воспроизвести дополнительную информацию. Материал организуется в памяти блоками. Группируйте схожие, общие факты и понятия, которые относятся к одной теме. Сортируйте информацию по категориям, датам, формулам и т. д. Можно ранжировать факты по возрастанию, значимости, даже по алфавиту.

   5. Учитывайте индивидуальные свойства памяти. Многим людям помогает опора на зрительную память. Визуализируйте термины и информацию. Обращайте внимание на фотографии, таблицы, рисунки, посвященные изучаемому материалу. Если иллюстраций нет, можно самому составить диаграммы, схемы и опоры. Хорошо выделить основные термины, ключевые слова с помощью маркера, подчеркивания или пометок на полях. Как правило, при просматривании таких отметок, в памяти быстро всплывает все, что с ними связано и ассоциируется.

Как ни странно, некоторые люди лучше запоминают информацию, если при ее изучении совершают какие-то действия: вязание, бросание мяча, прогулки по комнате. Для кинестетиков можно также порекомендовать переписывание нужной информации, составление конспекта, выполнение практических заданий по теме.

Аудиалы легче запоминают на слух, учителю не стоит обращать внимания, если во время изложения новой темы ученик проговаривает шепотом какие-то факты.

   6. Перечисления проще запоминать с помощью аббревиатур, составленных из первых букв слов, входящих в перечисление (например, вычитание, сложение, умножение, деление легко запомнить, если составить аббревиатуру «всуд» из первых букв слов). Даты, числа можно запоминать, ассоциируя их с другими значимыми или известными цифрами. Хорошо помогают запомнить рифмы, замена слов на синонимы, похожие слова, песни, акронимы.

   7. Память и время. Чтобы повысить продуктивность запоминания учить материал нужно в тот же день, когда учитель излагал его в классе. Исследования показывают, что если учащийся повторяет материал перед сном, то информация лучше запоминается. Любое другое действие, которое следует за повторением и предшествует отходу ко сну (ужин, гигиенические процедуры, чтение газеты) препятствует усвоению материала. Продуктивность запоминания возрастает при повторении материла через 8 часов после его заучивания. Хотя этот принцип действует при повторении в течение 24 часов после заучивания.

   8. Занимайтесь, периодически делая перерывы. Учеба продолжительностью более 30-45 минут утомляет. Делайте короткие передышки по 5-10 минут. Смена обстановки, в которой происходят занятия, также в некоторых случаях может помочь лучше запомнить информацию. Специалисты не рекомендуют заниматься в полной тишине, так как на экзамене придется готовиться к ответу в условиях умеренного шума (ответ сокурсника, речь преподавателя), а вспоминать всегда легче, когда условия воспроизведения информации максимально приближены к обстановке, в которой происходило заучивание.

   9. Хорошо спите и питайтесь. Полноценный сон важен для памяти. Недавнее исследование показало, что недостаток сна негативно сказывается на памяти, так как во время отдыха мозг обрабатывает информацию, которую он усвоил в течение дня. Не стоит учить допоздна, информация ночью усваивается плохо, лучше хорошо отдохнуть, встать пораньше утром и со свежими силами взяться за учебник. Пища, как и здоровый сон, оказывает непосредственное влияние на работу мозга. Плохое питание ведет к проблемам с обучением и запоминанием. Включайте в рацион орехи, сухофрукты, овощи и молоко.

Цель школьников состоит в том, чтобы довести использование стратегий запоминания до автоматизма. Возможно, на начальном этапе это может быть скучно, но впоследствии усвоение и воспроизведение материала не будет представлять трудностей.

Статья принадлежит "Forward Print" .   
При копировании материалов прямая ссылка на сайт Типографии "Forward Print"  обязательна.

3.151513387257